17 августа 1952 года основано Новокузнецкое авиапредприятие путем слияния нескольких ведомственных авиационных коллективов с подчинением Западно – Сибирскому управлению гражданского флота. 7 аэроэкспедиция ЗСУ ГВФ- так первоначально называлось предприятие.
Местом размещения был выбран аэродром «Абагур», где базировались десять самолетов ПО-2. Личный состав насчитывал 83 человека, в основном демобилизованные летчики ВВС.Командиром Новокузнецкого авиапредприятия назначен Муравьев Михаил Федорович.
Основными функциями работы были обслуживание геологоразведочных экспедиций, доставка на место специалистов, перевозка технических грузов и продуктов питания.
1953 год. Получены 2 самолета Ан-2. Для обеспечения постоянной радиосвязи с самолетами Ан-2 организуется аэродромно-диспетчерская служба.
1955 год. Началось выполнение авиационно-химических работ по обработке лесов от клеща, на следующий год-работы по спасению хвойных лесов, расположенных по рекам Чумыш и Таргай, от сибирского шелкопряда. Авиапредприятие получает 1-ый самолет Як-12 из Ленинграда. Перелет самолета до Новокузнецка со множеством посадок и заправок длился 26 часов. В этот же год впервые выполнен рейс по перевозке пассажиров в аэропорт Новосибирск-Северный. В дальнейшем с пополнением авиационного парка начались регулярные полеты по перевозке пассажиров в Барнаул, Томск, Колпашево и восточные районы Алтайского края.
1956 год, 1957 годы. Начало освоению нового типа воздушных судов- вертолетов Ми-4, Ми-1. Организовано массовое переучивание летного состава. Значительно расширилась география полетов, увеличился численный состав авиаотряда. К концу 1956 года он насчитывал уже 172 человека. Вместе с ростом численности и технического парка рос объём выполняемых работ по обслуживанию пассажиров и удовлетворению потребностей народного хозяйства.
1958 год. Организована служба РЭСОС, в дальнейшем АиРЭО (начальник службы Иванов В.И., специалисты Смирнов С.Ф., Репин В. Баранов А.В., Сомсиков П.И).
В 60 годы создается служба управления движением. У истоков стояли Шабалин Павел Яковлевич, Игорь Григорьев, Арбузов Алексей Петрович, Осадчий Иван Яковлевич, Корсаков Михаил Владимирович, Стегнов Евгений Михайлович, Бесчастнов Николай Фадеевич, Пилипенко Владимир Григорьевич. Первым дипломированным диспетчером в предприятии был Телегин Анатолий Григорьевич.
1960 год. Начинается активная работа летного и технического состава по организации помощи в освоении нефтегазовых месторождений Томской, Тюменской областей.
1961 год. Организована отдельная вертолетная авиаэскадрилья. Увеличивается объем авиационно-химических работ, выполняются срочные санитарные задания в труднодоступные горные районы области, освоен новый вид работ на вертолете- аэромагнитная съемка. Из аэропорта Спасск вводятся пассажирские рейсы по горным поселкам Талон, Майский, Мрас-Су, Камзасс, Кабырза, Сынзасс, Усть-Анзасс, Ортон, Междуреченск.Создано Новокузнецкое отделение санитарной авиации, которое возглавила Пульченко Е.Н.(первый бортврач). Благодаря санитарной авиации была своевременно и квалифицированно оказана помощь сотням жителей глухих деревень юга Кузбасса.В марте на аэродром «Ясная Поляна» г. Прокопьевска были перебазированы самолеты Як-12 и Ан-2. Отсюда выполнялись рейсы по перевозке пассажиров в города Новосибирск, Томск, Барнаул, Тогул, Кытманово, Ельцовку, Бийск, Белокуриху.
1963 год. В связи расширением объема работ активно решается вопрос о переносе предприятия на новый аэродром. Аэродром Абагур закрывается. Первую посадку на месте будущего аэродрома с подбором выполнил заместитель командира авиаэскадрильи вертолетов Смельский Ю.В.
1964 год. 184-й авиаотряд полностью перебазировался в Бунгур.С нового аэродрома выполнялись полеты по перевозке пассажиров и ПАНХ (применение авиации в народном хозяйстве) на самолетах Ан-2, вертолетах Ми-4, Ми-1. Министерством гражданской авиации принято решение о строительстве на юге Кузбасса современного аэропортового комплекса. Активное развитие одного из крупнейших регионов страны, необходимость обеспечения населения воздушным транспортом сделали неизбежным строительство на юге Кузбасса современного аэропортового комплекса.
Земельный участок для строительства аэропорта был выбран в районе Спиченково.
1965 год. Вблизи поселка Спиченково стартовало строительство нового аэропорта.
1967 год. Введена в строй взлетно-посадочная полоса. В апреле началась перебазировка авиапредприятия из аэропорта Бунгур в аэропорт Спиченково.
В предприятии начинается эксплуатация вертолетов Ми-8, Ми-2. Первый вертолет Ми-8 получен 22.05.1967. Этот тип ВС эксплуатируется по настоящее время.
Начиная с 1967 г. стали выполняться регулярные рейсы на самолетах Ан-24, Ил-18, Як-40, Л-410, затем и Ту-134, Ан-12.
1968 год. В районе поселка Спиченково введен в строй современный аэропорт «Новокузнецк», включающий в себя взлетно-посадочную полосу с
твердым покрытием, аэровокзал, гостиницу и всю необходимую инфраструктуру для обеспечения жизнедеятельности авиапредприятия.
В связи с увеличением парка обслуживаемых вертолетов в предприятии образовалось две авиаэскадрильи: из вертолетов Ми-4 , Ми-8 (командир АЭ Калинцев Б.И.), из вертолетов Ми-1, Ми-2 (командир АЭ Ахметшин Р.С.) Резко возрастают объемы работ по применению авиации в народном хозяйстве: по обслуживанию нефтяников Томской и Тюменской областей, Томусинской поисково-разведочной экспедиции, по строительству нефтепровода Усть-Балык -Омск, лесоохранные работы.
Освоены новые виды авиаработ на вертолетах Ми-1, Ми-4, Ми-8 - гравиаметрическая съемка, аэромагнитная съемка в равнинной и горной местности Кузнецкого края, в Горном Алтае.
1968 год. 184 авиаотряд переименован в Новокузнецкий объединенный авиаотряд. В его состав входят летный отряд, авиационно-техническая база и наземная служба. Организовано переучивание специалистов на самолеты Ан-24, Ил-18, Ан-12, Як-40.
1971 год. Начало освоения самолетов Ан-24. В Новокузнецкий ОАО поступили 3 самолета Ан-24РВ (№№ 46826, 46827, 47821) из Киевского авиационного завода. Предприятие приглашает на работу летных специалистов других предприятий. По ходатайству командира Новокузнецкого авиаотряда Рыжакова Н.В. партийные и советские органы г. Новокузнецка выделили 16 квартир для специалистов. К 1973 году в предприятии организованы 3 авиаэскадрильи самолетов Ан-24. Неуклонно растет объем работ. Самыми высокими показателями годового налета часов на этом типе воздушных по министерству гражданской авиации были показатели Новокузнецкого объединенного авиаотряда.
С поступлением самолетов Ан-24 в АТБ была создана группа расшифровки и анализа полетной информации (ГРА).
1975 год. Из 184 летного отряда выделен 354 летный (вертолетный) отряд с двумя авиаэскадрильями (АЭ Ми-4- командир Устинов Н.В., АЭ Ми-8, Ми-2 -командир Ахметшин Р.С.) Первым командиром 354 л/о назначен Усенко И.И.
14 мая 1975 года экипаж вертолета Ми-8 (командир Ахметшин Р.С., второй пилот Медведев А.В. , бортмеханик Галкин Г.Н., инженер по обслуживанию вертолета Перфилов А.Г., техник РЭСОС Кузнецов Б.Н.) по решению Министерства гражданской авиации отправлен в Народную республику Бангладеш для оказания безвозмездной помощи дружественной стране.
Вертолетчики Новокузнецкого ОАО принимают активное участие в строительстве ЛЭП-500 Саяно-Шушенская ГЭС – Северный Маганак (г. Прокопьевск). Работа выполнялась на вертолетах Ми-8 с внешней подвеской по перевозке бетонных блоков для фундаментов опор, конструкций опор, емкостей с горючим наземной техники. Работа была очень сложной, проходила в горной местности.
1983 год. Построен приписной аэропорт местных воздушных линий в городе Таштагол.
1985 год. Построена новая ИВПП размером 2 680м х 45м, которая позволила принимать скоростные и комфортабельные воздушные суда типа Ту-154, Ту-204, Ил-76. Значительно расширилась география полетов. Помимо рейсов в города Сибири и Средней Азии позднее открылось воздушное сообщение с Москвой, Минеральными водами, Хабаровском, Краснодаром, Владивостоком, Анапой, Сочи, Симферополем, Южно-Сахалинском. Воздушные перевозки осуществлялись на самолетах Ту-154, Ил-14, Ан-24, Ил-18.
1986 год. Введен в эксплуатацию комбинат общественного питания с столовой и цехом бортового питания. Позднее продолжилось развитие наземной базы: построен ангар для самолетов Ту-154, новые очистные сооружения, второй этаж здания КДП, были сооружены гаражные боксы, установлено новое периметровое ограждение, заменены отмостки ИВПП.
1990 год. На самолетах Ту-154 Новокузнецкого объединенного авиаотряда стали выполняться рейсы на Москву.
1993 год. Авиационный парк предприятия состоял из 9 самолетов Ту-154, 6 самолетов Ан-24, 5 самолетов Ан-26, 10 вертолетов Ми-8 и 10 вертолетов Ми-2. Из Новокузнецкого аэропорта стали выполнялись международные чартерные рейсы.
1995 год. Введено в эксплуатацию здание амбулатории для медицинского обслуживания работников авиапредприятия.
1998 год. К началу года в предприятии сложилась крайне сложная обстановка. За последние 3 года персоналу не выплачивалась заработная плата, задолженность по налогам и обязательным платежам в бюджет составляла более 230 млн. рублей, самолеты не выполняли полеты, так как были неисправны.
26 февраля 1998 года Арбитражный суд Кемеровской области ввел арбитражное управление предприятием и на конкурсной основе назначил внешним управляющим открытого акционерного общества «Аэрокузнецк» Белозерова Виктора Даниловича, ранее работавшего заместителем генерального директора по организации летной работы. За год восстановлена платежеспособность ОАО «Аэрокузнецк».
25 августа 1999 года. Для получения средств для возврата заемных средств, выплаты долгов по зарплате, налогам ЗАО «Аэрокузбасс» на открытых торгах приобрело имущественный комплекс ОАО «Аэрокузнецк». Вырученных средств от реализации хватило на погашение кредита, выплат персоналу за вред, причиненный здоровью, долгов по зарплате. Оплачены местные, областные налоги и долги авиационным кредиторам.
В ноябре 2000 года введен в действие ангар для выполнения любых форм технического обслуживания и доработок на самолетах класса Ту-154 и ниже.
12 ноября 2001года ЗАО «Аэрокузбасс» преобразовано в ООО «Аэрокузбасс». Проделана большая работа по восстановлению и развитию авиапредприятия. Заменена устаревшая техника и оборудование, проложена новая линия электроснабжения, проведен ремонт всех зданий и сооружений. Претерпел реконструкцию аэропорт местных воздушных линий Таштагол.
2004 год. Проведены работы по увеличению прочности ИВПП, PCNнесущей способности покрытия ИВПП повышен с 30 до 38, что позволило принимать самолеты типа А-319, 320, Б-737-300, 400, 500, 800, Б-767-300 и др.
2008-09 год. Проведена глубокая реконструкция здания аэровокзала и привокзальной площади аэропорта Новокузнецк. Площадь аэровокзала увеличилась на 2000 кв.м., а пропускная способность с 200 пас/час до 400 пас/час.
Сегодня аэропорт Новокузнецк (Спиченково) представляет собой целостное предприятие, имеющее в своем составе структуры АК, АТБ, ТЗК, цех бортового питания, оказывающее широкий спектр услуг.
Авиапредприятие относится к числу стабильно работающих предприятий.
Завершив реконструкцию аэропортового комплекса, предприятие не остановилось в своем развитии.
21.08. 2012 года Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев подписал распоряжение об установлении в аэропорту Новокузнецк (Спиченково) воздушного пассажирского многостороннего работающего на нерегулярной основе пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. Благодаря титаническому труду коллектива ООО «Аэрокузбасс» при поддержке Губернатора Кемеровской области А.Г. Тулеева и Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе В.А. Толоконского, воздушный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в аэропорту Новокузнецк (Спиченково) установлен, оборудован и открыт без привлечения бюджетных средств.
10.12.2012 года подписан Приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации об открытии пункта пропуска.
11.12.2012 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало данный приказ, который вступил в силу с даты официального опубликования в ФГБУ "Редакция "Российской газеты" 12.12.2012 г.
14.12.2012 года в 24-00 местного времени состоялся первый международный рейс по маршруту Новокузнецк (Спиченково) – Бангкок. На сегодня открыты направления по маршрутам Новокузнецк – Бангкок – Новокузнецк, Новокузнецк –Пхукет– Новокузнецк, Новокузнецк –Вьетнам– Новокузнецк, Новокузнецк – Анталия – Новокузнецк. Руководство ООО «Аэрокузбасс» работает над расширением географии и частоты полетов.
Аэропорт Новокузнецк (Спиченково) включен в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020гг)» подпрограмма «Гражданская авиация» п.63, предусматривает реконструкцию аэропортового комплекса «Спиченково» (г. Новокузнецк Кемеровская область). (Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2001г. №848 «О федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020гг)» (с изменениями и дополнениями от 18.04.2011г). Программа включает в себя разработку проектной документации, реконструкцию взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и мест стоянки воздушных судов. Основные ожидаемые результаты реализации программы – обеспечение требуемого уровня безопасности полетов, улучшение качества предоставляемых авиауслуг, повышение качества авиаобслуживания населения регионов.
2013 год. Возобновились региональные полеты малой авиации по маршруту Новокузнецк-Красноярск-Новокузнецк, Новокузнецк-Новосибирск-Новокузнецк.
Труд работников высоко оценен государством.
В 2002году коллектив ООО «Аэрокузбасс» награжден Почетной грамотой Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта России за большой вклад в решение задач, стоящих перед транспортным комплексом России.
В 2006, 2007, 2012 году коллектив предприятия награжден Почетной грамотой администрации Кемеровской области за добросовестный труд, большой вклад в развитие гражданской авиации Кузбасса.
В 2007 году коллектив награжден Почетным Дипломом Министра транспорта Российской Федерации за достигнутые трудовые успехи в обеспечении авиационных перевозок в Кемеровской области и в связи с 55-летием со дня образования предприятия.
В 2009 году предприятие награждено Почетной грамотой Руководителя Федерального агентства воздушного транспорта РФ (Росавиация) за большой вклад в решение задач, стоящих перед транспортным комплексом страны.
- Подробности
- Опубликовано: 24 Февраль 2014
- Просмотров: 14288